Форум » АВТОПРОМ СССР И РОССИИ » Опытные, прототипы и серийные автомобили Рижская автобусная фабрика (RAF) » Ответить

Опытные, прототипы и серийные автомобили Рижская автобусная фабрика (RAF)

alexfromdmitrov: Из Вики: В 1949 году на базе «Рижского авторемонтного завода № 2 (РАРЗ № 2), который располагался в бывших мастерских Деицманиса и Потреки на ул. Тербатас, был создан Рижский завод автобусных кузовов (РЗАК). Задачей завода было производство средних автобусов. В 1951 году РЗАК был объединен с Рижской экспериментальной автомобильной фабрикой (REAF). 10 июня 1954 года приказом министерства автотранспорта завод был реорганизован в Рижский опытный автобусный завод, но уже 30 сентября 1954 года снова переименован — и на этот раз получил окончательное имя - Рижская автобусная фабрика (RAF) В 1953 году завод выпустил первые 25 автобусов РАФ-651. Капотный РАФ-651 был копией горьковского автобуса ГЗА-651 на грузовом шасси ГАЗ-51, вмещал 25 пассажиров и имел 16 мест для сидения.

Ответов - 69, стр: 1 2 3 All

alexfromdmitrov: РАФ 251 "Союзпечать" '1955–58 Машину выпускал Рижский авторемонтный завод № 2 (ныне РАФ) на шасси ГАЗ—51 с удлиненной спереди и сзади рамой. Кузов — деревянно-металлический вагонного типа с одной боковой дверью. РАФ, подобно авторемонтным заводам в Борисове, Каунасе, Тарту, Тосно и ряде других городов, в 50-е годы наладил мелкосерийное производство автобусов на шасси ГАЗ—51.

alexfromdmitrov: РАФ 251С '1956 Автобус вагонной компоновки на базе грузового автомобиля ГАЗ 51. При создании автобуса шасси ГАЗ 51 удлинили спереди и сзади, подвеску усилили. Кузов имел деревянный каркас и металлическую облицовку. Для посадки-высадки служили две двустворчатые двери. Полная вместимость составляла 29 человек, мест для сидения - 22. Максимальная скорость достигала 70 км/ч. Модификация 251С ("Служебный") имела одностворчатые двери и 27 мест для сидения.

КрайневЪ: RAF-251 1955-1958 один из первых вариантов городской автобус. более поздний вариант оформления Служебный автобус с 1 дверью Пикап с открытым кузовом на базе грузового такси 251Т Грузопассажирская версия такси Платформой для автобуса РАФ 251 послужил грузовик ГАЗ 51 Рама автомобиля удлинялась спереди и сзади, соответственно изменялось крепление ряда агрегатов. Так, рулевая колонка автобуса смещалась вперёд, значительно укорачивалась и ставилась почти вертикально. Педали сцепления, тормоза и акселератора, а также рычаги КП и ручного тормоза выносились вперёд. Для этого применялись соответствующие удлинители. В связи с увеличением нагрузки на переднюю ось (по сравнению с нагрузкой на ось ГАЗ-51) передние рессоры автобуса усиливались дополнительными листами - по два листа на каждую рессору. Каркас кузова РАФ-251 был деревянным и обшивался металлическим листом с подложенным водостойким картоном. Пол делали из бакелизированной фанеры толщиной 15 мм и покрывали линолеумом. Потолок обшивался фанерой, оклеивался бязью и окрашивался белой нитрокраской. Салон освещался десятью плафонами, в качестве стекол для которых использовались рассеи-ватели подфарников автомобиля ЗИМ-12. Благодаря установке во всех углах кузова гнутых угловых стекол достигалась хорошая круговая обзорность в салоне. Стекла боковых окон опускались. Вентиляция кузова - приточная, обеспечивалась двумя «ковшами» воздухозаборников на крыше. РАФ-251 был снабжен радиоприемником Москвич, установленным под щитком приборов, динамик которого вынесли на перегородку, отделяющую кабину от пассажирского салона. Антенна радиоприёмника располагалась на крыше. Вагонная компоновка автобуса на том же шасси давала выигрыш по вместимости всего в 4 человека, но создавала новые проблемы. Теперь двигатель размещался в кабине водителя, справа от него, и значительно ухудшал условия его работы. Хуже стал и доступ к двигателю, который осуществлялся через открывающуюся часть кожуха моторного отсека. Правда, был ещё специальный люк в передней части правого борта, но он в основном открывал доступ к аккумулятору и ресиверам пневматической системы управления дверьми. Первые опытные автобусы РАФ-251 имели броскую отличительную особенность - закрытые колёсные арки переднего и заднего моста. Потом от этих «излишеств» отказались; тем не менее, первые автобусы легко определить по прямоугольной решётке радиатора «в крупную клетку» и эмблеме предприятия вертикальной формы. Среди ранних версий РАФ-251 было несколько нестандартных вариантов, изготовленных в опытном порядке. Речь идёт о почтовой модификации, фургоне и ремонтной летучке с грузопассажирским кузовом пикап. Серийные автобусы получили новую решетку радиатора. Для более удобного доступа к двигателю и радиатору в лобовой части автобуса появился двухстворчатый люк. Соответственно, отверстий для доступа воздуха к радиатору стало два, по одному в каждой створке. Снаружи эти отверстия были закрыты пятью рядами горизонтальных молдингов. Стёкла салона в обновленных автобусах теперь устанавливались с помощью резиновых уплотнителей. Цельное заднее стекло заменили двумя небольшими окошками. Через некоторое время на автобусах перестали застеклять гнутыми стёклами и задние стойки кузова. Изменились вентиляционные люки на крыше, а также исчезли три фонаря цветового маршрутного указателя над передним аншлагом. Базовым вариантом считался городской автобус РАФ-251 с двумя двухстворчатыми дверьми в салоне. Он вмещал 28 человек, включая 21 место для сидения. Кроме базового варианта, выпускались служебный автобус РАФ-251 С и грузопассажирский РАФ-251Т. РАФ-251С имел только одну одностворчатую распашную дверь с правой стороны. Число мест для сидения в этом автобусе было 27. РАФ-251Т имел 14 посадочных мест и грузовой отсек в задней части салона на 800 кг груза. В пассажирский салон вела одна одностворчатая распашная дверь с правой стороны, а для доступа в грузовой отсек в задней стенке была предусмотрена двухстворчатая дверь. Автобусы РАФ-251 выпускались до 1958 года, и всего их было изготовлено 1460 экземпляров. А дальше все официальные источники сообщают о прекращении производства РАФ-251. Действительно, РАФ-251 больше на РАФе не выпускали, просто его производство перенесли на Рижский авторемонтный завод № 2 (АРЗ № 2) и собирали там под новым названием РАФ-975. Вместе со сменой названия немного изменился и внешний вид автобуса. Отверстия для доступа воздуха к радиатору спереди приобрели замысловатый рисунок и перестали прикрываться декоративными накладками. Подфарники приобрели круглую форму и стали устанавливаться почти под лобовым стеклом.


КрайневЪ: Еще вариант без трех маршрутных огней на лбу Отличющейся заводской эмблемой и остеклением салона

alexfromdmitrov: РАФ 08 "Spriditis" '1957 Произведен в единственном экземпляре Почти одновременно с РАФ-10 "Фестиваль" в Риге создали микроавтобус на базе Москвич-407. Более легкая и компактная машина получила название РАФ-08 "Spriditis" (лат. Мальчик-с-пальчик). "Spriditis" получился очень компактным: длина - 4.4 м, ширина - 1.8 м, высота - 2 м. Кузов - цельнометаллический, несущей конструкции, вагонного типа, в нем размещаются, кроме водителя, еще 8 пассажиров: один справа от водителя, два во втором ряду, три - в третьем и два - в четвертом. При необходимости заднее сидение быстро снималось для перевозки багажа. В нижней части перегородки, отгораживающей водителя от салона, располагался отопитель кузова. В передней части под потолком находился воздуховод, по которому поступал в кузов свежий воздух, забираемый через отверстия в козырьке над ветровым стеклом. На микроавтобусе устанавливался верхнеклапанный двигатель Москвич-407 со стандартным сцеплением и КПП. Все остальные агрегаты тоже стандартные, но в заднем мосту от Москвич-407 вместо опорных тормозных дисков установлены колесные редукторы с нормальными цилиндрическими шестернями с передаточным отношением 1:1.45. "Spriditis" прошел заводские испытания и был предоставлен на испытания в Москву, в НАМИ, где получил в целом положительную оценку. 27 ноября 1958 г. микроавтобус был показан в Кремле и осмотрен Н.С. Хрущевым, А.И. Кириченко, Л.И. Брежневым, другими руководящими работниками ЦК КПСС и Госплана СССР (министром автотранспорта и шоссейных дорог Латвийской ССР Либертом Э.Ю., директором завода РАФ Белизовым С.Т., конструкторами завода Клеге Л.Р. и Лапинь А.В.). В результате "Spriditis" был рекомендован к производству, а первую партию из трех микроавтобусов завод должен был изготовить для обслуживания делегатов ХХI съезда КПСС. В серию эта тесноватая, с недостаточной динамикой машина так и не пошла.

alexfromdmitrov: РАФ 10 РАФ 10 ''Фестиваль'' Экспериментальный для Фестиваля молодёжи и студентов РАФ 10 на конвейере

alexfromdmitrov: РАФ 977 '1957–61 Принципиальное отличие во внешности от РАФ 08 заключается в увеличении длины автобуса на одну секцию, также несколько изменена форма передка. На представленных фотографиях можно различить два вида облицовки радиатора, к сожалению, на виде сбоку отличия не видны, кроме расставленных по бокам капота фар.

Raimondo: Вот теперь бы достать такую, поставить нормальный, экономный двигатель, нормальные покрышки. Да и покрасить в стиле 60-х, в двух цветах. Но и сидения, что бы до деревни съездить в нормальном не согнутом состоянии.

alexfromdmitrov: РАФ-980-979 "Рига" '1959–62 Произведено 75 единиц Автопоезд, состоявший, как правило, из автомобиля-тягача и двух прицепов, был предназначен для эксплуатации в выставочных комплексах, парках и на перронах аэропортов. Первые экземпляры появились в 1959 г. на базе РАФ-977, а его серийное производство началось в 1960 г. на базе РАФ-977В. Причём даже после перевода производства базовой модели в 1961 г. на новую производственную площадку на улицу Дунтес автопоезда продолжали собирать на старом месте, а их внешний вид продолжал соответствовать РАФ-977В, а не 977Д.

alexfromdmitrov: РАФ-978 "Spriditis" Опытный '1959–60 Произведены 4 единицы После показа в 1958 году опытного образца микроавтобуса РАФ-08 "Spriditis" на агрегатах "Москвич-407" завод со следующего года начал подготовку производства этой модели под новым отраслевым индексом РАФ-978. Машины из опытной партии отличались от своего предшественника, прежде всего, новым передком с 4-фарной головной оптикой и гофрированной юбкой кузова. При этом по конструкции были идентичны РАФ-08. В феврале 1960 года один из образцов "Спридитиса" был отправлен на Женевский автосалон. Пока он демонстрировался там, на заводе изготовили модернизированный вариант РАФ-978. Он получил кузов с усиленным основанием и измененной внешностью - с цельным ветровым стеклом, новой передней маской и широким сдвижным люком в крыше. Конструктивно опытный микроавтобус отличался от предшественников передней подвеской от "Волги" и унифицированыым с РАФ-977В рулевым управлением. Этот микроавтобус так и не стал серийным, поскольку завод готовился к запуску в производство модернизированной "Латвии" РАФ-977Д, которой доставлись многие элементы кузова "Спридитиса". Выпуск унифицированной с ней компактной модели посчитали нецелесообразным. А это сам спидитис, запечатлённый на 1 Латике. Очень редкая монетка:

alexfromdmitrov: РАФ 977Д "Латвия" '1961–68 РАФ-977Е "Турист" '1961–64 Произведены 302 единицы С 1962 г. на базе микроавтобуса РАФ-977Д в небольших количествах стали изготавливать туристическую модификацию 977Е "Турист". Эта машина предназначалась в основном для перевозки иностранных туристов и отличалась от базовой модели девятиместным салоном и отдельным местом для гида, оборудованным микрофоном. Часть крыши у микроавтобуса была раздвижной и сделана из органического стекла.

Raimondo: Блин, так это на одном из снимков - дворец культуры VEF! Спасибо, Alex!

Дорогой Леонид Ильич: Raimondo пишет: дворец культуры VEF Раймондс А он устоял в борьбе двух систем?

Raimondo: Устоял, только герб сняли... Sorry, перепутал. Но очень похоже.

alexfromdmitrov: РАФ-977И "Латвия" '1962–68 С 1962 г. на основе базовой версии в Риге выпускался и медицинский автомобиль РАФ-977И. Медицинский микроавтобус оборудовался носилками и специальным погрузочным устройством, с помощью которого носилки с больным закреплялись в транспортном положении. Кузов автомобиля был также рассчитан на размещение дополнительных носилок для лежачего больного и носилок для перевозки больного сидя. Для медицинского персонала и сопровождающих в кузове устанавливались три откидных сидения. Кабина водителя отделена от заднего помещения перегородкой с окном из органического стекла. Автомобиль оборудовался радиостанцией АРС-2, а также дополнительными приборами наружного освещения: фарой-искателем с управлением из кабины и сигнальным маяком для предупреждения транспорта, а также специальным прожектором, обеспечивающим освещение пространства позади автомобиля во время погрузки больного.

alexfromdmitrov: РАФ-977К "Латвия" Опытный '1962 Первая партия 1-тонных фургонов РАФ-977К была изготовлена в 1962 г. на шасси модернизированного РАФ-977Д. Ограниченные производственные мощности РАФа не позволили тогда развернуть их серийное производство, и вскоре модель передали на ЕрАЗ.

alexfromdmitrov: РАФ-980Д-979 "Рига" '1962–69 С 1962 г. внешний вид РАФ-980/979 унифицировали с РАФ-977Д, и далее выпуск автопоездов продолжался на этой базе под наименованием РАФ-980Д/979. Автопоезда РАФ-980Д/979 запомнились всем в основном тем, что эксплуатировались на территории ВДНХ СССР, хотя география их эксплуатации была значительно шире. Автопоезд в полном составе (тягач + 2 вагона) имел 64 посадочных места. Максимальная скорость поездов ограничивалась 15 км/ч, так как тормоза имелись только на тягаче.

alexfromdmitrov: РАФ-982-0 Опытный '1965 Произведен в единственном экземпляре Первая попытка в Латвии использования для кузова автомобиля нетрадиционного материала - пластмассы, армированной стекловолокном. Начало работы завода РАФ над новой моделью микроавтобуса в 1964 г. совпало с началом развития химической промышленности в Советском Союзе. Группу химиков возглавлял А. Роцкальн. Для создания внешнего вида будущего микроавтобуса были приглашены художники и дизайнеры со стороны. Руководителем группы был назначен И. Акис. Проектируемому автомобилю был присвоен индекс РАФ-982, а главным конструктором проекта стал В. Силс. Пагубно на этом проекте отразилось смещение лидера Советского Союза Н. Хрущева . В стране были приостановлены работы по изучению новых неметаллических материалов. Да и сама машина со стеклопластиковым кузовом имела короткую жизнь. Во время возвращения из Москвы автомобиль попал в серьезную аварию, в которой пострадали пассажиры. Это и послужило толчком для прекращения на РАФе экспериментов с пластмассовыми кузовами.

alexfromdmitrov: РАФ-982-I Опытный '1967 В 1965 г. в целях подготовки к кардинальному обновлению текущего модельного ряда, а также поиска более широких площадей под производство новых моделей, руководством РАФ создаются две инициативные группы конструкторов, каждая из которых должна была спроектировать собственный вариант нового 12-местного микроавтобуса на основе агрегатов ГАЗ-21. Независимо друг от друга были построены 2 варианта машины, один из которых - РАФ-982-I Циклон - принадлежит авторству группы А. Мейзиса. Машина имела полукапотную компоновку и своими чертами очень напоминала Ford Transit. Место водителя было перемещено за переднее колесо внутрь салона. Таким образом, улучшилось перераспределение веса между осями и снизилась нагрузка на переднюю ось. Кроме того, повысилась безопасность пассажиров на передних местах и сделан более легким доступ для обслуживания двигателя. В связи с тем что устанавливался более мощный двигатель, салон для пассажиров получил более рациональный внешний вид, был сделан укороченный свес кузова за задней осью. Для проектирования салона микроавтобуса были привлечены специалисты из московского института НАМИ. В итоге машина получилась очень тяжёлой, и, чтобы компенсировать это, пришлось устанавливать двигатель не от ГАЗ-21, а от ГАЗ-24. Тем не менее 982-I был поначалу одобрен Госкомиссией для серийного производства, но затем, после повторной демонстрации межведомственной комиссии, было принято решение о доводке более прогрессивного образца 982-II.

alexfromdmitrov: ГАЗ-РАФ-13С '1973–82 Произведено примерно 20 единиц На старой территории РАФа с 1973 года изготавливали санитарные автомобили ГАЗ-13С с кузовом универсал на базе стандартной "Чайки" для нужд 4-го Главного управления Минздрава. Из Горького в Ригу поступали готовые машины, где к ним приделывали более длинную, сваренную из трёх частей, крышу, а сзади - пятую дверь, на которой потом рядом с родной эмблемой "Чайки" красовался ещё и логотип РАФа. Без изменений на машине оставались двигатель, гидромеханическая коробка передач, рулевой механизм, тормоза, мосты, только в задние рессоры, с учётом возросшей массы (более 3 т вместо 2660 кг), вводили два дополнительных листа – всего получалось по десять.

alexfromdmitrov: РАФ-982-II Опытный '1969 В 1965 г. в целях подготовки к кардинальному обновлению текущего модельного ряда, а также поиска более широких площадей под производство новых моделей, руководством РАФ создаются две инициативные группы конструкторов, каждая из которых должна была спроектировать собственный вариант нового 12-местного микроавтобуса на основе агрегатов ГАЗ-21. Независимо друг от друга были созданы две машины, одна из которых - РАФ-982-II - принадлежит авторству Артура Эйсерта, члена Союза художников СССР. По общей стилистике автомобиль получился весьма смелым и футуристичным. Кроме того, в отличие от своего близнеца РАФ-982-I, построенного группой Мейзиса, машина имела вагонную компоновку. По сравнению с серийным РАФ-977 новый микроавтобус стал чуть шире и немного короче. Мощность двигателя составила 75 л.с. Был намного улучшен комфорт пассажиров. Однако перераспределение веса между осями улучшилось не намного по сравнению с РАФ-977. Также следует отметить, что вопрос безопасности пассажиров на передних местах так и не был окончательно решен. Но микроавтобус РАФ-982-II получился намного привлекательней по внешнему виду, чем РАФ-982-I, поэтому именно его решили использовать в качестве прототипа для создания серийной модели. В 1971 г. новый автомобиль показали в Министерстве, и под эту машину было решено строить новый автозавод в г. Елгава, что в 50 км от Риги.

alexfromdmitrov: РАФ-977EМ "Латвия" '1968–75 Произведено примерно 150 единиц РАФ-977Е (РАФ-977ДЕ, РАФ-977ЕМ) — модификация «люкс», предназначавшаяся для экспорта и автобаз «Интуриста». Передняя часть крыши была раздвижной, а над задней частью помещался открытый решетчатый багажник. Микроавтобус имел улучшенную отделку салона, в комплектацию также входила микрофонная установка.

alexfromdmitrov: РАФ-980ДМ-979 "Рига" '1969–75 С 1969 г. автопоезда "Рига" стали изготавливать на базе модернизированного микроавтобуса РАФ-977ДМ. Такие автопоезда имели наименование РАФ-980ДМ/979 "Рига" и производились вплоть до 1975 г.

alexfromdmitrov: РАФ-977ДМ "Латвия" '1968–76 В 1968 г. на смену базовому РАФ-977Д пришла модернизированная модель 977ДМ. Стала шире входная дверь в салон, появились новые широкие окна с раздвижными форточками.

alexfromdmitrov: РАФ-977ИМ "Латвия" '1968–76

Raimondo: Где Вы все эти фотки берёте? Особенно последняя - тоже рекламная?

alexfromdmitrov: Raimondo пишет: Где Вы все эти фотки берёте? Особенно последняя - тоже рекламная? Рад, что кому то это интересно...

КрайневЪ: И Ленин такой молодой и ''моргуновка'' впереди

alexfromdmitrov: чуть не пропустил... РАФ 977 ДМ, 977ЕМ, 977ИМ

alexfromdmitrov: РАФ-2203 "Латвия" Предсерийный '03.1971–74 Произведено 5 единиц В период с 1971 по 1974 гг. завод выпустил 5 опытных и предсерийных образцов микроавтобуса РАФ-2203 "Латвия" в базовом пассажирском исполнении. Первым из них стал кузов №07Э, собранный в марте 1971 года на основе прошлогоднего кузова, прошедшего цикл тензометрических испытаний. От собранного ранее образца №06Э он отличался преимущественно расположением щеток стеклоочистителя. В 1972 году были построены еще 2 значительно доработанных образца, дизайн которых уже практически полностью соответствовал серийным машинам. На этих машинах увеличили жесткость кузова, ввели перегородку кабины водителя, а пассажирские сиденья сместили значительно назад в пользу лучшей развесовки. В течение 1973-74 гг. было изготовлено еще 2 экземпляра РАФ-2203. Первый из них, окрашенный в синий цвет с белой полосой, экспонировался на ВДНХ СССР. Характерной особенностью этого экземпляра была нестандартная схема установки зеркал заднего вида на боковинах капота. Другой экземпляр - с кузовом белого цвета и синей полосой - дважды участвовал в рекламных фотосессиях В/О "Автоэкспорт".



полная версия страницы