Форум » ЯНТАРНОЕ РАДИО » Хронология ещё одного завода - RRR. » Ответить

Хронология ещё одного завода - RRR.

Raimondo : В этом рассказе попробую Вас познакомить с не менее широкой и интересной номенклатурой другого флагмана латвийской радиопромышленности - Рижского радиозавода "RRR" (Rīgas radio rūpnīca). История завода как таково начинается в 1926-м году, когда латвийский коммерсант Ābrams Leibovics получил разрешение на торговлю радио приёмникам и деталями. 1-го января 1928 он официально открыл деятельность акционерного общества "A/S Foto - Radio - Centrāle A.Leibovics", и эту дату можно считать днём рождения "Радиотехники". Пару лет позже другой частный производитель, Александр Апситис, открывает свою мастерскую по производству радиоприёмников. Он, в отличии от коммерсанта Лейбовица, большую часть внимания обращал на качество производимой аппаратуры, тем временем Лейбовица, будучи успешным предпринимателем, в основном интересовало только прибыль. Он даже покупал за рубежом радиоприёмники, их там же разбирал на части, привозил в Латвию и тут с нова собирал и производил торговлю тех, уже под своей маркой. Этот хитрый шаг основан в том, что в довоенной Латвии, защищая внутренний ринок, существовал закон, облагающий налогом импортируемую радиотехнику - 1 лат за каждую радиолампу. 1 лат по тем временам - примернo как несколько долларов теперь. Вот, и бизнесмен Лейбовиц таким путём обошёл закон, рекламируя и торгуя радиоприёмники зарубежного внешнего вида, но "сделанных" им самим. Завод "Radiotechnika" после войны находилась в том месте, где в 1928-м году свой завод построил А. Лейбовиц. Потом помещения расширялись, а в 70-е годы было начато строительство нового, огромного завода "Radiotehnika" на окраине города, в раёне Imanta. Судьба повернулась так, что в 1940-м все частные предприятия Латвии были национализованы. Национализация не прошла мимо и этих двух частных радиозаводов. Но, Александр Апситису по сравнению с Лейбовицым удалось не только избежать депортации, а даже стать директором своего же завода после того, как ему его отобрала власть. По окончанию войны, немцы, отступая, приказали Апситису завод упаковать для переправки в Германию. Он, рискуя своей жизнью, в деревянные ящики упаковал не производственное оборудование и детали, а мусор, камни и металлолом. Не известно, где такой груз немецкие офицеры впервые решили проверять, но к тому времени в Риге уже вступали советские войска. Оба вышеупомянутых производителя сделали много радиоаппаратов, которые пока учитывать не буду. Начну с первого послевоенного аппарата, который восстановленный завод выпустил в конце 1945-го года опытной партией, а в начале 1946-го - массово.

Ответов - 108, стр: 1 2 3 4 All

Raimondo : И так, Rīga T-689, - начало 1946-го года. Завод начинает выпускать 9-ти ламповый (6А7(6Л7), 6С5С, 6К7- 2 шт., 6Х6С, 6Ж7, 6П3С, 6Е5С, 5Ц4С) приёмник. Интересно, что шкала имеет два растянутых диапазона КВ: 19,31 - 20,11 m (15,53 - 14,94 MHz) и 16,53 - 17,28 m (18,10 - 17,38 MHz). Кончилась война с фашизмом, но холодная война с американцам ещё не началась, по этому и не актуально было "прятать" уши радиослушателей от голос эфира. К 10-му съезду профсоюзов завод выпустил роскошную радиолу "Рига", на основе чей был тот же радиоприёмник Рига-Т-698. Фото из интернета

Raimondo : Радиоприёмник "Рига Т-689" был очень удачным, но не дешёвым. Для народа завод изобрёл более дешёвый по цене (и естественно, по себестоимостью) пятиламповый радиоприёмник "Rīga T-755". Эргономическое управление (всего лишь 2 ручки по бокам), достаточно прост в обслуживании. Корпус громкоговорителя сделан как одно целое с переднем защитным щитом. Короткие волны до 1950-го года у этого приёмника - 71,5 – 21,5 m, после - 75 – 24 m.

Raimondo : в 1949-м завод выпускает батарейный радиоприемник "Rīga B912", который отличается высокой экономичностью. Интересна его конструкция - переключение диапазонов происходит при вращении ручки настройки в момент перехода конденсатора через положение максимальной или минимальной емкости. Кулачком, сидящим на оси КПЕ, замыкаются контакты, переключающие катушки. Этот радиоприемник прямого усиления 0-V-1, он имеет 2 лампы: 1Б1П (сеточный детектор) и 2П1П (УНЧ). Приёмник по некоторым неизвестным причинам долго не продержался на производстве завода. Технология була передана в Украину, где с 1952 года стали выпускать "Киев Б-2". В этом же году радиозавод изготовил огромную радиолу "Rīga T-51", включающую самые новые технологии радиотехники. 22-х ламповая радиола имеет ДВ, СВ и семь растянутых КВ диапазонов. Выходная мощность 25 ватт, диапазон воспр. частот - 50...10000 Гц. Одна такая радиола находится в Москве, в политехническом музее. Другая, хоть совсем не много отличающийся по виду, должна стоять в музее завода-изготовителя в Риге. Радиола массового производство не пережила. Скорее всего, на нерентабельность изготовления влияла большая стоимость. 2 фото из интернета:


Raimondo : Встроенный в металлический корпус "бюджетный" приёмник второго класса - "Rīga 6" (1952). Шестиламповый приёмник имеет длинные, средние и два коротких диапазон волн. А этого приёмника, содержащего десять ламп, смело можно считать конкурентом Вэфовского "Мира". Гораздо меньше весом, столько же интересным решением места, которого иногда слишком много занимает шкала, и вдвое больше выходной мощностью, этот приёмник в те года являлся вершиной радиотехнических достижении завода. "Rīga 10":

Raimondo : В 1954-м году завод выпускает приёмник и радиолу 2 класса "Daugava". Вначале приемник и радиола имели одинаковые корпуса, к 1956 году для приемника разработали новый корпус. Радиоприемник имеет 6 ламп: 6А7, 6Б8С, 6Н9С- 2шт, 6П3С, 6Е5С. Летом 1957 года в Москве проходил VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, в честь которого был разработан 12-ламповый радиоприемник высшего класса "Festivāls". Приёмник имеет пульт дистанционного управления, соединённый с аппаратом кабелём длиной 6 м. Лампы - 6Н3П, 6К4П- 3шт, 6И1П, 6Х2П, 6Н2П- 2шт, 6П14П- 3шт, 6Е5С Фото из интернета

Raimondo : 1959-й год. 7 ламповая радиола "Sakta". В этой радиоле впервые в СССР в бытовой аппаратуре применили печатные платы. Это первое изделие завода, вышедшее на международный рынок. Радиола имеет диплом 1 степени Всесоюзной торговой палаты. Вначале радиола выпускалась в деревянном закругленном снизу корпусе, позднее корпус стал более "современным" - прямоугольным: На базе радиолы "Sakta" годом позже разработан радиоприемник "Dzintars".

Raimondo : Год 1963-й. Стереофоническая (!) радиола "Rigonda stereo". Новинкой является возможность проигрывания моно и стерео пластинок. Возможно прослушивание стерео-программ с полярной модуляцией на УКВ-ЧМ при наличии отдельно поставляемой стерео-приставки. По мере того, что в те года в СССР ещё не был провозглащён стандарт вещания стереофонических передач, и радиола была сравнительно дорогой (230 рублей), его много не выпускали. Не смотря на это, она была первой унифицированной (УСРЛ-1) и первой стереофонической (по тракту звука) радиолой в Союзе. Такие же блоки после использовались на заводе Вэф („VEF-Radio”, ''VEF-Rapsodija''), а так же в радиолах ''Урал-2'', ''Урал-3'', ''Урал-5'' и ''Урал-6''. Ещё меньше на сегодня остались комплектные выносные акустические системы, в которых установлены 4 громкоговорителя: 2 НЧ - 4ГД-28 и 2 ВЧ - 1ГД-19. На международной Лейпцигской ярмарке 1967 года радиола была награждена золотой медалью. В следующем году завод выпустил такую же, но монофоническую радиолу "Rigonda". Корпус сделали больше размером, внутри которого встроена акустическая система, расположенная в нижнем отсеке корпуса и состоит из двух фронтальных громкоговорителей 4ГД-28 и двух боковых 1ГД-28. Фото из интернета С мая 1968 года радиолу Ригонда-моно заменила усовершенствованная радиола "Rigonda-102". По сравнению с прежней она обеспечивает более уверенный приём и лучшее качество звука. В Ригонде-102 почти в 2 раза увеличена выходная мощность и чувствительность индикатора настройки, улучшена система АРУ. Введена клавиша "Магнитофон", позволяющая вести запись на магнитную ленту при радиоприёме и при проигрывании грамзаписи. Надёжность радиолы повышена заменой выпрямителя ABС-80-260 на КЦ401Б. Акустическая система расположена в нижней части корпуса и состоит из двух 4ГД-28 и двух 1ГД-28 (позже - 1ГД-36). Через несколько лет два низкочастотных громкоговорителя 4ГД-28 заменили на один 4ГД-35. Не уверен, что в честь радиолы (а хотелось бы!), но в Риге уже давно, сколько себя помню, делают одноимённый шоколад

Raimondo : А вот - Симфония. Единственная в тех годах радиола в союзе с сквозным стереоканалом. Между первой и второй визуальных отличий нет, вторая имеет не много усовершенствованную электрическую схему. Говорят, самая первая партия была другого вида, - проигрыватель располагался над радиоприёмником. Не видел и фотографии нет.... В отличии от радиолы "Rigonda stereo", "Симфония" имеет двухтактный УНЧ, расположенные оба канала на одном блоке. Радиола содержит 17 ламп - 6Н3П, 6Ж1П, 6К4П - 3шт., 6И1П, 6Х2П, 6Н2П - 4шт., 6Е1П, 6П14П - 5шт. 1964. Simfonija. Фото из интернета.: 1967. Simfonija 2: Эта модель в отличии от первой, уже имеет "бортовой" стереодекодер полярной модуляции СД1-ЛС. У "Simfonija 2" на одну лампу 6Н2П меньше. Акустические системы состоит из трёх громкоговорителей - низкочастотный 5ГД-3РРЗ (позже - знаменитый аудиофильский 6ГД-2), среднечастотный 3ГД-1РРЗ, и высокочастотный - 1ГД-3РРЗ. Фото из интернета.

КрайневЪ: Raimondo Даугава была в семье моего друга детства. Запомнилось, что неудобно было проигрывать пластинки Дзинтарс, непонятно, где купленный его родителями, крутили у приятеля. Он мне очень нравился внешне. В Куйбышеве ни разу не видел в продаже ни Сакту, ни тем более Дзинтарс. А вот Ригонда-стерео стояла на прилавке городского универмага очень долго. Помнится, что было даже два-три миньона стерео на 78об. в продаже, но Ригонду не включали

Raimondo : А я сегодня вот, какую "Даугаву" увидел! И ещё увидел первую Симфонию, почти единственное фото которой гуляет по интернету как Каспер. Она действительно чёрного цвета. И ещё я увидел.... Если есть интерес посмотреть, это выложил ТУДА....

КрайневЪ: Raimondo пишет: А я сегодня вот, какую "Даугаву" увидел! Опытный образец или умельцы? Она с колонкой?

Raimondo : Опытная. Она с колонкой, которая утеряна. Продолжение по тему. Последняя ламповая - радиола "Simfonija 003 stereo": Ещё более усовершенствована схема, акустические системы имеют ниже рост, динамики - 6ГД-2, 3ГД-1РРЗ и 1ГД-3РРЗ.

Raimondo : Не большёе Post Scriptum к ламповым аппаратам. Радиола Rīga Т-51: Радиола "Rīga": Радиоприёмник "Dzintars" в прозрачном ящике:

Raimondo : Теперь - радиолы транзисторные. В 1967-м году завод выпустил стереофоническую транзисторную радиолу "Rīga 101":: А вот её экспортная версия: В этом же году была выпущена и монофоническая - "Rīga 102": По названию следующие - "Rīga 103" и "Rīga 104", но это уже транзисторные приёмники, о них попозже.

ORAS:

Raimondo : 1973. Радиола транзисторная высшего класса - Виктория 001 стерео. Первое фото из интернета. Через код радиозавод "RRR" выпустил блочную радиолу первого класса - "Melodija 101 stereo": Она являлась основой целого семейства унифицированных радиол с таким же названием. Год 1977-й. После 3-х летнего "застоя" завод продвинулся вперёд и выпустил 3 новых товара. "Melodija 102" - упрощённая версия "101-й" модели, монофоническая, со встроенной акустикой (фото из интернета). "Комбайн" - "Melodija 106 stereo". Для своего времени даже не плохое устройство, содержащее даже сенсорный переключатель УКВ программ, а усилитель мощности взят от усилителя "УКУ-020-стерео". Но и всем известная радиола (блочная) высшего класса - "Victoria 003 stereo". Их было два варианта. Первый содержал акустические системы "35АС-1" (они и позже - "35АС-201"), электропроигрыватель "Victoria 003 stereo" с 1ЭПУ-73С, усилитель "Радиотехника УКУ-020-стерео" (старую версию, с "квадратными окошками" и тремя фонокорректорам), а так же всеволновый тюнер "Victoria 003 stereo", который по схеме практически повторял радиоприёмное устройство от радиолы "Виктория-001-стерео". Вторая версия была выпущена в 1980-м году. Радиоприёмник остался прежний, появилась новая акустика "35АС-012 S-90" (они же позже "35АС-212 S-90"), "УКУ-020-стерео" бил не много модернизирован (имел два корректора и маленькие, круглой формы окошки индикации режима работы), а проигрыватель стал более современным - "Radiotehnika 001 stereo".

Raimondo : 1978-й год. Стереофоническая радиола "Melodija 104 stereo". Приёмник (receiver, как теперь модно называть), сделан на базе Мелодии-101 стерео. Отличается внешнем оформлением, а так же имеет не значительные схемные усовершенствования. Проигрыватель с пьезокерамической головкой. В этом же году завод выпускает магниторадиолу "Melodija 105 stereo", которая отличается предыдущей тем, что имеет проигрыватель с магнитофоном. В зависимости от применяемого ЭПУ (с пьезокерамической или магнитной головкой), изделие имело индекс "01" и "02". Магнитофонная панель такая же, как в "Мелодии-106 стерео". Радиоприёмник тот же, что у "Мелодия-104 стерео". Выпускались они и со светлой передней панелью. В 1983-м году завод начинает выпускать на то время новый, международного стандарта (размером) музыкальный комплекс "Radiotehnika K-101 stereo". Комплекс состоит из магнитофона-приставки "Radiotehnika MП-201 stereo", полного усилителя НЧ "Radiotehnika У-101 stereo", радиоприёмного устройства (тюнера) "Radiotehnika T-101 stereo" и проигрывателя "Radiotehnika ЭП-101 stereo", а так же двух акустических систем "S-30". Цена всего комплекса - около 1000 рублей того времени.

Дорогой Леонид Ильич: Riga-102 - моя любимица! Спасибо!

Raimondo : Дорогой Леонид Ильич пишет: Riga-102 - моя любимица! Я давно мечтаю найти себе 101-ю.... Поехали дальше. Транзисторные радиоприёмники. 1961 - "Gauja" (есть такая река в Латвии, красивая). Один из первых в СССР серийных малогабаритных приёмников.: 1962. "Ausma". Первый в СССР настольный транзисторный приёмник с УКВ диапазоном и универсальным питанием: Однако изготовлено было всего пара десятков экземпляров. То ли не вписался он в новые ГОСТы, то ли в соавторы не пригласили НИИРПА. В итоге дизайн достался приемнику Минск-62. Год 1963-й. "Selga". Кто же его не знает? Год 1964-й. "Orbita": (фото с интернета) Год 1967-й. "Banga": "Rīga 301": "Rīga 103": (фото с интернета) "Rīga 103-1": (Первое фото из интернета) "Rīga 103-2": (фото из интернета) P.S. Так и для меня осталась загадкой именно 103-я модель. 103-1 была кожаная, 103-2 - в деревянном корпусе. В роде (просто) 103 выпускалась паралельно этим двум, и ею награждались депутаты какого там съезда ЦК КПСС. Если я не прав, поправьте аргументами и фактами, please!

ORAS: 103 без индекса встречал один раз. Экспортная, все надписи по - английски, диапазоны наши. Оформление - деревянное.

Raimondo : Костя, так у меня тоже есть некоторые фотографии 103 без индекса. И все они деревянные, хоть Рига-103-1 кожаная, - хочется думать, что она была первой. Если первой была бы просто "103" и она деревянная, то, зачем ещё выпускали деревянную ещё 103-2? Скорее всего, задумка была "-01" и "-02", а чтобы не мудрить экспортные и подарочные варианты, туда делали 103 без индекса, в оба исполнения. Но это только моё мнение.

дядя Адя: Раймис, а откуда фото Аусмы?

КрайневЪ: дядя Адя пишет: Раймис, а откуда фото Аусмы Красивый приемничек

лесной: Помню рекламу Аусмы в одной старой книжке. Кажется "Познакомьтесь со своим радиоприёмником" одного Чехословацкого телерадиомастера. Неужели их так мало было выпущено?

Raimondo : дядя Адя пишет: Раймис, а откуда фото Аусмы? Фото "Аусмы" - эксклюзив, не большое "лечение" (после кабинета стоматолога и косметолога) фотошопом оригинала, найденного мною в музее завода... Их действительно было мало. Причина не известная, но подозрения есть. Конструкторское бюро разработал несколько интересных проектов, которые "не вписались" в строгих гос. стандартах того времени. К примеру, маленькое радиоприёмное ведро с свойствами аппарата второго класса. Ручек управления и наворотов ноль, а чуйка, селективность у диапазон звука - по тем временам чуть ли не аудиофилия. Вот, так как то.... Живой пример - разработанный самым директором завода А. Апситисом (о нем писал в начале этой темы, как о со-создателя завода), приёмник "Рига Т-834" (1948 год, 3 контура, 4 лампы). Вот, что осталось в музее от этого аппарата. Имхо, единственного в природе:

КрайневЪ: Raimondo

Raimondo : Аусма теперь выглядит так:

Raimondo : В 1967-м году завод изготовил два приёмника с одинаковым (?) названием, но разнимы по виду. Rīga 301 A: Rīga 301 B: В 1968 г. на Бердском радиозаводе начато производство радиоприемника Вега - аналога Риги 301Б: 1969-й год. "Rīga 302". Тут парадокс противоположенного характера. Модификации приёмника много по названиям (в основном производили на экспорт), обший вид у всех один. Приёмник трёх- диапазонный, в основном ДВ, СВ и УКВ, но встречалось и с КВ вместо ДВ. Модель „302”: ДВ: 150 – 408 kHz (2000 – 735,3 m); СВ: 525 – 1605 kHz (571,4 – 186,9 m); УКВ: 87,5 – 100 MHz (3,42 - m); Модель „F3TR9-R-302”: ДВ: 150 – 408 kHz (2000 – 735,3 m); СВ: 525 – 1605 kHz (571,4 – 186,9 m); УКВ: 65,8 – 73,0 MHz (4,56 – 4,11 m) или 87,5 – 108 MHz (3,42 – 2,77 m). Модель „302-A2”: ДВ: 150 – 408 kHz (2000 – 735,3 m); СВ: 525 – 1605 kHz (571,4 – 186,9 m); УКВ: 65,8 – 73,0 MHz (4,56 – 4,11 m); Модель „302-B2”: СВ: 525 – 1605 kHz (571,4 – 186,9 m); КВ: 5,9 – 6,3 MHz (51 m); УКВ: 87,5 – 100 MHz (3,42 - m); Фото из интернета В 1968-м году заводом был сделан автомобильный радиоприемник высшего класса АВ-68. В комплект входит пульт дистанционного управления. Пульт позволяет включать и выключать приемник, переключать диапазоны и производить настройку, регулировать громкость с заднего сидения автомобиля. В пульте имеется ещё один УНЧ, такой же, как в самом приемнике. Усилитель пульта нагружен на отдельную акустическую систему, состоящую из двух параллельно включенных громкоговорителей 6ГД-3. Фото из интернета

Raimondo : Год 1970. На основе всем известного малогабаритного приёмника "Selga" завод выпускает улучшенную модель - "Selga 402": Через год завод разработал новую - "Selga 403", но производить не начал. В 1972-м году между "Селг" выходит в свет вторая "Орбита". Интересно, что аппарат имеет средние и короткие волны, а так же точную подстройку на КВ. 1974. За то дизайн Селги-403 достался следующей, "Selga 404". Круглошкальник, первый после "Vefsuper M-557"...:)))))) В этом же году завод производит "Rīga 104" - всеволновый радиоприёмник, который кроме ДВ и СВ имеет шесть "растянутых" КВ диапазонов, УКВ - диапазон на шкале а так же три фиксированных станций в диапазоне УКВ. Приёмник имеет два варианта регуляторов громкости и тембров - круглые ручки, а так же горизонтально расположенные ползунки. В радиоприёмнике есть гнёзда для подключения внешней или автомобильной антенны, внешнего УКВ диполя, ЭПУ, магнитофона, внешнего громкоговорителя и головных телефонов. Интересно, что головным телефоном он комплектовался, его можно найти закреплённым под задней крышкой. Радиоприемник автомобильный высшего класса АВ-75, предназначен для установки в автомобили ГАЗ-14 "Чайка" и ЗИЛ-115. Схема и конструкция выполнены на уровне добротных приборов. Он и с дистанционным управлением. Обычно сидели на заднем сидении, и музыку выбирали именно они, а не водитель, находясь за стеклянной перегородкой. Фото из интернета. Год 1977-й. Селгу-404 заменяет следующая - "Selga 405", без заметных схематических отличий. Его внешний вид улучшен применением металлической анодированной решетки черного цвета Тут уже пошёл в дело цветной порошок - корпуса делались по вкусу каждому.

Raimondo : В году 1977-м завод выпускает судовой всеволновый радиоприёмник "Любава". Он не имеет внутреннюю антенну. Два УКВ блока (на два стандарта), встроенный УНЧ мощностью около 6...10 вт. Приёмник Салют 001 (Saluts-001 на латышским) разработан в КБ "Орбита" совместно с народным предприятием "Stern radio, Berlin" (ГДР). Его выпускали для местного ринка с названием "Салют-001" или "Saluts-001", а так же для стран СЭП и других стран - "Salute", "Salut", "Euromatic". Имелись разные варианты УКВ а так же КВ диапазонов. Приёмник имеет 2 телескопических антенн - для КВ и для УКВ отдельно. Приёмник высшего класса от одноимённой радиолы - "Victoria 003 stereo": Год 1978-й. На базе Виктории-003 сделан судовой тюнер (монофонический), "Любава-C". Он как и "Любава" имеет два блока УКВ. Приёмник не имеет фиксированные настройки УКВ.



полная версия страницы