Форум » ЯНТАРНОЕ РАДИО » История завода RRR » Ответить

История завода RRR

Raimondo: По скольку давно тут ни чего не писал, решил поставить и здесь своё "сочинение" о Рижском Радиозаводе - для тех, кто не ходят в гости к "4Х". Прошу сильно не ругать и из помещений котельной не выносить. В социальных сетях встречаются много описании о том, как образовался этот знаменитый когда то на всю страну советов радиозавод. Встречается и правдоподобные описания, встречаются и полная ерунда, склеенная методом copy-paste от разных воспоминании одной тётки, которая в трамвае когда то кому то что то говорила. Как всегда, не претендую на Высшую Правду, но всё же попробую разъяснить то, что собрал в течении несколько лет из разных, но более уверенных источников. При этом ещё раз хочу напомнить, что принимаю любую поправку и основанную критику, только открытым текстом и гуманным образом. Для тех, кто очень озабочены тем, чтобы я обижался на их унижающие реплики на других форумах, и перестал вообще писать, - могу огорчить - не мечтайте, и не собираюсь..... __________________________________________________________________________________________________ В этой статье кроме информацией собранной лично, использованы так же материалы уважаемых мною коллег Николая Баранова, Атиса Брикманиса, Сергея Давидчика, а так же Инарса Клявиньша. Начало „Радиотехники” следует искать в двадцатых годах прошлого столетия. В сентябре 1926 года предприниматель Ābrams Leibovics от властей получил разрешение на производство радиоприёмников по схемам, утверждённым за ранее. Так создалась новое акционерное общество „Ābrama Leibovica foto radio centrāle”, своё действие которое официально начало с 1 января 1928 года. В связи с этим, и день рождения Рижского радиозавода отмечают в эту дату. Тут и должен заметить, что часто встречаются информация, что основателем "Радиотехники" является Александрс Апситис и его фирма "Apsītis & Žukovskis". Это всё же не так - Апситис "появился" на несколько лет позже, но он сделал для создания послевоенного завода львиную часть. По началу производство и торговая точка А. Лейбовица находилась в самом центре города, по улице Krišjāņa Barona, дом 2. Совпадение такое, что Лейбовиц по мимо радио, занимался и торговлей фото принадлежностей. В этом месте и в советские времена находилось фотоателье. В 1938 году производство „Ābrama Leibovica foto radio centrāle” перенесли на место за Двиной (так называется левый берег реки Daugava, где расположена одна треть города). У самого берега есть место, где позже долгие годы и находились первые цеха завода „RRR” - на улице Mūkusalas, 41 (в советское время эта улица называлась Radiotehnikas iela - улица Радиотехники). Не много пробежав вперёд событиям, можно подметить, что этот дом на берегу Даугави стоит до сих пор. Здание это Лейбовиц взял в аренду, перед тем тут находилась филиал фирмы Zeiss, производящей оптику. А теперь здесь уже долгие годы гуляет ветер. Эта фраза и фотография - из сайта Николая Баранова - [url=http://www.radiopagajiba.lv]http://www.radiopagajiba.lv Суть создания завода „RRR” интересна тем, что он образовался на базе двух частных предприятий. Кроме принадлежащей государству фабрики „VEF”, частной A/S (А/О - русск.) „Foto – Radio – Centrāle A. Leibovics”, и так же несколько маленьких мастерских, в начале 30-х годов в Латвии на рынок вышел по показанию качества высокого класса производитель радиоприёмников A/S „Apsītis & Žukovskis”. Хоть и предприятие Апситиса был меньше этих двух, и своё действие начал позже, всё же значение и вклад этой фирмы для истории завода „RRR” занимает больше место, чем предприятие А. Лейбовица. Александра Апситиса можно считать вторым основателем "Радиотехники". Одновременно, Апситис является тем, кто во время немецкой оккупации спас оборудование завода, а позже стал и его директором. Апситис, в отличии от коммерсанта Лейбовица, сам являлся хорошим радиотехником, ставший позже в Советской Латвии знаменытим радиоспециалистом. Его фабрика стала первоклассной школой кадров для конструирования и создания радиоаппаратуры высокого качества. Это один из основных факторов, который после войны помог Рижскому Радиозаводу выдвинутся в своей отрасли ведущим предприятием не только в республике, но и во всём Союзе. Открытое акционерное общество "A. Apsitis & F. Zhukovskis" основалась в 1934 году. По началу мастерские и магазин находились в Старой Риге, но в 1938 году - в новом построенном специально для нужд производства двухэтажном здании за Двиной, на улице Dārza (Садовой) дом 16. Во время существования, эта фирма сделала около 20 моделей радиоприёмников. До войны в Латвии были и другие не большие компании, производящие радиоприёмники, и не только в столице. Производство и торговля приёмниками было дело доходным, и в 1938 году в Латвии официально было зарегистрировано 29 производителей радиоаппаратуры. В основном аппараты были созданы радиолюбителями, они строили модели, разработанные в лабораториях несколько в Латвии довоенных радио журналах. Сравнив две фирмы - „Foto-radio centrāle A. Leibovics” и „Apsītis un Žukovskis”, в их действиях и тенденциях нельзя не заметить значительные отличия. Предприятие А. Лейбовица имело чисто коммерциальный характер, и производство радио для фирмы было интересно только тем, что обещало большую прибыль. Конечно, из за конкуренции и эта фирма была вынуждена обращать внимание на качество своей продукции и следить за тенденциям в развитии радиотехники. Но, качество всё же не было главной целью этой фирмы. Интерес покупателей она привязала с наиболее интересным внешним видом продукции и весьма агрессивной рекламой, пока изделия Апситиса часто мало отличались внешне дуг от друга. Если на счёт качества можно было увеличить прибыль, то Лейбовиц ни когда не пропускал такую возможность. Атмосферу получении прибыли по ходу времени почувствовали и некоторые работники фирмы Лейбовица, которые "изучив" поступки предпринимателя, иногда и не пропускали шанс обмануть его самого - своего работодателя.. По этому и часто сегодня встречаются аппараты этой фирмы, монтаж которых восстановить в оригинальном виде очень трудно, да иногда и вообще то не возможно. Радиоприёмники Апситиса, в свою очередь, по качеству сборки не уступают лучшим европейским образцам. Александр Апситис являлся энтузиастом радиотехники, он своими силами достиг уровня хорошего специалиста. Руководство своего предприятия он сопровождал активным участием в производственном процессе. Этим своим участием была и большая роль в дальнейшей биографии Александра. Не смотря на то, что у него было меньше количество рабочих, чем у Лейбовица, семья фабрики Апситиса не находилась и на стороне социального движения за права трудящийся и дружбы с Советским Союзом. К Апситису перешёл рабочий Алексей Голубев, который в фирме Лейбовица являлся членом нелегальной комиссии партии рабочих. Он вокруг себя создал лево-направленную группу рабочих. В 17 июня 1940 года в Латвии зашли советские войска и скоро создали советскую власть. Частные компании, в том числе и производящие радиоприёмники, национализировали и объединили. Фирму Лейбовица объединили с уже национализированным предприятием "Nikolajs Klemptners", и назвали "Radiopionieris" (Радиопионер). В свою очередь, в следующей после советской, во время немецкой оккупации, уже национализированное предприятие Александра Апситиса „Radiotehnika” объединили с "Радиопионером" и эти все заводы назвали "Telefunken Geraetewerk Riga". Во время Второй Мировой войны, под немецкой оккупации, объединённые предприятия производство радиоаппаратов не продолжали. Исполнительным директором вставили балтийского немца Блауберга, а Апситис занял должность технического руководителя. Главное внимание и ресурсы были посвящены для производства милитарных средств связи и принадлежностей артиллерийской оптики. По окончании войны предприятия в основном вывозили в Германию, но, благодаря попытками Александра Апситиса, в осенью 1944 года большую часть оборудования удалось сохранить. Объединённые заводы в октябре этого же года назвали "Заводом Местной промышленности народного комиссариата Латвийской ССР Радиотехника". В ноябре 1944 года предприятие было готово обновлять производство, но первой продукцией восстановленного завода были винты для ремонта моста через реку Даугава, который пострадал во время войны. К этому и надо добавить, что по окончание войны завод переименовали на "Местной промышленности народного комиссариата Латвийской ССР треста Металла и штанцовки завод Радиотехника" (прошу прощения если не так перевёл название с латышского). В последней четверти 1945 года на заводе было восстановлено производство радиоаппаратуры. Завод стал "Заводом "Радиотехника" министерства Местной промышленности Латвийской ССР". Производили репродукторы, абонентские трансформаторы, усилители. Было освоено производство аппаратуры для трансляции радиопередач по линиям телефонной связи. Осенью 1945 к магазинам была отправлена первая, опытная партия радиоприёмников "Rīga T-689", а массовое производство их началось в следующем году. После завод приступил к производству на много дешёвого радиоприёмника - „Rīga T-755”. Стратегия этого аппарата была максимальная экономия не крепления - по этому в нем не найдёте лишних гаек да винтов. Не смотря на минимальные производственные расходы радиоприёмника, конструкторам удалось получить сравнительно не плохой звук для аппарата в жестяном корпусе. В связи с возникшему спросу к продукции завода, образовалась необходимость расширить площадь производства. В строительных работах использовали немецких военнопленных. В 1947 году было построено новое здание для экспериментального и ремонтно-механического цехов. Через год построили цех гальваники, а в 1951 - цех радиоящиков (так всегда на этом заводе называли корпуса приёмников). Ещё через два года был построен монтажный цех. В 1949 году начали производить предназначенный для сельских район батарейный приёмник „Rīga B-912”. На этом снимке из газеты видно, что в 1950 году завод намерен дать колхозам 10000 радиоприёмников. Разумеется, тех что на плакате. 13 октября 1951 года заводу присвоили имя А. С. Попова. С этим она называлась "министерства Местной промышленности ЛССР Рижский Радиозавод имени А.С.Попова" Так совпало, что правительственные заведения того времени Александра Апситиса обвинили в проблемах работы новых систем. Надо было гонять план, но, как это бывало, на заводе кончились тросики для верньерного механизма. Апситис чтобы как то выйти из положения, предложил временно заменить тросики на леску. Но, со временем она растянулась, и указатель шкалы не соответствовал настройке на станцию. В 1952 году его понизили в должности и в конце года взяли под стражу. Через некоторое время, усилием знаменитого чиновника компартии Латвии, его освободили, но, проведённые четыре месяца в заключении повлияло на его как физически, так и морально. Назад на завод он уже не вернулся. Александр Апситис умер в 1 сентября 1988 года на не большом городке Rauna, что 100 км от Риги, где он жил последние годы, построив себе домик и работая на колхозе, занимаясь механикой. В 1954 году на заводе "Радиотехника" был запущен тогда первый в СССР конвейер для производства приёмников „Rīga 6” и „Rīga 10”.

Ответов - 8

Raimondo: От 1954 по 1961 год на цехах были созданы линии конвейеров для радиоприёмников и радиол „Daugava”, „Festivāls”, „Sakta”, „Dzintars”, „Gauja”. В 1961 году завод изготовил радиолу „Sakta”, детали которой были смонтированы на печатных платах. Такая практика здесь была впервые во всём СССР. Через год завод "Радиотехника изготовил первый в СССР серийный малогабаритный транзисторный радиоприёмник „Gauja”. С 1960 года как первая в стране советов освоила выпуск автомобильных радиоприёмников высшего класса "АВП-60" и "АПВ-60-2". Завод первым в Союзе разработал и начал производить стереофоническую радиолу „Simfonija 2” (1967). Тут необходимо заметить, что первая "Симфония", выпущенная за три года до второй, не является полностью стереофонической, - приёмник у нее не имеет стереодекодера. В 1964 году разработанную радиолу "Simfonija" не много модернизировали, выпустив "Simfonija-2", которая уже имеет полный стереотракт. Simfonija (первая): Как первый, завод применял в деревообработке полиэфирный лак. Завод ежегодно принимал участие в всесоюзных и зарубежных выставках и ярмарках, всего более чем в 40. Многократно получил разные призы. К примеру, в 1958 году на выставке в Брюссель радиоприёмнику "Фестиваль" было вручена золотая медаль и диплом Почёта. Золотую медаль завод получал и весной 1964 года в Лейпциге. Три года позже на этой же выставке заводу вручили Золотую медаль за унифицированную стереофоническую радиолу первого класса „Rīga-101”. От 2 декабря 1970 года завод входил в составе производственного объединения „Radiotehnika”. Оно объединило им. А.С.Попова Рижский Радиозавод „RRR” как главное предприятие; Рижский электромеханический завод "REMR" (РЭМЗ), производящий электропроигрыватели; кандавский радиозавод "Kandavas radiorūpnīca" (создан в 1963 году, производил переносные радиоприёмники), и созданный в 1960 году конструкторское бюро "Орбита". Кандавский радиозавод формировался на базе Тукумской (город такой не далеко) промышленного комбината. До этого там был широкий ассортимент производства - делали бочки для топлива, швейная мастерская, печи извести и кирпича. Несмотря на то, что в Кандаве была безработица, в 1963 году было развернуто подразделение производственного цеха узлов радиозавода. В течение этого времени, Рижский завод был насыщен производством "Gauja" и "Selga", и производству не хватало пространства и сотрудников. Первоначально в Кандавском цеху Рижского Радиозавода работало около 600 человек. Там изготавливали детали и узлы к приёмникам. Так же была оборудована столярная мастерская, которая производила части акустических систем. Позже открыли механические и пластмассовые производственные мастерские. В 1975-ом году на базе цеха радиоузлов был основан Кандавский радиозавод. В восьмидесятые годы прошлого века завод полностью начал производить портативные радиоприёмники - „Abava„, „Selga”, „Imula”, „Salena”. Увеличение объемов производства транзисторных приёмников заставлял этот завод приступать к изготовлению переменных конденсаторов, который также поставлялись на другие советские завода. В начале девяностых на Кандавском радиозаводе работало около 900 человек. Рижский электромеханический завод ("REMR") до включения в производственном объединении "Радиотехника" имел название "Рижский электроарматурный завод" (29/10/1947 - 12/09/1957), основной продукции завода были репродукторы радиовещательной сети в больших количествах. [size=85]Первое фото - из сайта В. Харченко:[/size] В сентябре 1957 года он был переименован в Рижский электромеханический завод. Позже он производил большую часть проигрывателей «Радиотехники» - "Akords", "Ārija", комплектующие их акустические системы 6АС-221, а также кассетные магнитолы "Radiotehnika ML-6201 Rīga 230" и магнитофоны "Duets PM-8401 стерео". Здесь следует отметить, что по началу (от 25 июля 1940) это было Рижское акционерное общество производства свинца и цинковых красок. 11 февраля 1971 года Президиум Верховного Совета СССР наградил Рижский радиозавод орденом Трудового Красного Знамени. К 60-летию Великого Октября заводская команда подготовила подарок - портативный транзисторный приёмник первого класса "Нептун", который был снащён длинными, короткими и УКВ диапазонами. Всё же массовое производство, так же как и несколько других продуктов, по целому ряду причин этот аппарат не пережил.

Raimondo: В семидесятых годах большая часть производства была перенесена в новый комплекс в Иманте. Эти две фотографии взяты из интернета: В 1977-ом году на осенней ярмарке в Лейпциге завоевала золотую медаль радиола "Виктория-003 Стерео" и электрофон "Аллегро-002 стерео". До распада СССР на заводе были разработаны и в больших количествах выпущены несколько десяток различных приёмников, радиол и других моделей аппаратуры для обеспечения внутреннего рынка и на экспорт. Внешняя отделка и качество их всегда было на самом высоком уровне. Самый успешный период для завода был в конце восьмидесятых годов, когда в производственном объединение "Radiotehnika" работало около 16.000 человек. В ассоциации как основное предприятие входил завод им. A.Попова, конструкторское бюро "Орбита", Рижский электромеханический завод "REMR" Кандавский радиозавода, завод микро-электроники «Эмира». За эти годы объединение "Radiotehnika" выпустила около 35% всей советской аудио техники. В течении года с конвейеров только вышли около миллиона различных единиц радиоаппаратуры и около 1,3 миллиона акустических систем. Латвия в эти годы по количеству производства приёмников на душу населения обогнала даже Японию. 1990-й год можно считать как последний в нормальном режиме работы завода. После независимости Латвии начались экономические реформы и реструктуризация промышленности, которое не на все поля расширилась в далеко идущим последствием. В январе 1992 года Министерства промышленности и энергетики Латвии провело структурные изменения в производственном объединении "Радиотехника" он был расформирован в результате каждая компания ассоциации "Radiotehnika" получила автономный статус. Следовательно, объединение резко упало, с Востока вводились потребительские товары, из-за низкой цены и яркостью дизайна которых рынок быстро заполнил спрос на бытовую технику. Но, как выяснилось позже, китайская техника была довольно низкого качества и не была длительна в работа. "Radiotehnika", печально глядя на этот потребительский "бум", постепенно сняла с производства радиоприёмники, магнитофоны, музыкальные центры и другие продукты. Постепенно пришёл рост цен на сырье и комплектующие, которые производились уже в других республиках бывшего СССР. Конструкторское бюро больше не финансировался и, следовательно, не в состоянии был поставлять новые модели для завода. Инфляция вызывала рост цен на продукцию, в результате чего эта продукция не была реализована и морально устарела. Увеличились долги рабочим завода по заработной платы, они оставляли завод. В период с 1945 по 1990 годах Рижский Радиозавод произвёл 41,3 млн. единиц радиотоваров, из которых 4,5 млн - на экспорт. Сегодня, «Радиотехника» стала преемником компании "VEF Radiotehnika RRR". Она образовалась в сентябре 1998-го года, когда Агентством по приватизации были подготовлены правила по приватизации ГАО "Radiotehnika RRR". В аукционе по высочайшей цене компанию купил Эдуард Малеев и Юрий Малеев. Часть акций так же было и приобретенных работниками компании. Таким образом, была создана частная компания "VEF Radiotehnika RRR". Эта А/О приобрела так же устройства по производству схемных плат распределенного предприятия "VEF". Следовательно, был куплен и логотип компании и название текущей. "VEF Radiotehnika RRR" занимается разработкой и производством передовых моделей акустических систем. В настоящее время изготавливаются как различные акустические системы, так и комплекты домашнего кинотеатра, которые высоко ценятся как в странах СНГ и ЕС. Эти две фотографии взяты из интернета: Со своей продукцией эта компания заслужила высокую оценку и на выставках. Сегодня огромное здание сдано под хипермаркет, а акустику производят в одном сравнительно не большом здании на территории завода. Уже мало кто поверит, что здесь когда то находился один из великанов советского радиопрома. Post Scriptum. Вот и пока всё. Как уже писал в начале, не претендую на титул научного сотрудника, просто хотел этим познакомить Вас и одной страницей моего государства. Странице эта - не только радио. Это - судьба многих людей, отдавших заводу всю жизнь. Всё, что я написал, является моим частным имуществом. Все фотографии, за исключением имеющих указании и тех, что из прессы тех лет, - сделаны мною лично. Если какое нибудь предложение заметно из источника другого автора, то это только совпадение, ибо весь этот текст переведён мною лично из моих же записей, сделанных в течении последних несколько лет, на основе найденного в книгах, музеях, выставках и в интернете.

КрайневЪ: Раймонд, спасибо! Прочел с большим интересом И, что все-таки поступило в продажу первым в 1964 году - Ригонда-стерео или Симфония?


Raimondo: Rigonda stereo - 1963, Rigonda [mono] - 1964. Simfonija - 1964. Simfonija 2 - 1967, она уже совсем стэриё

КрайневЪ: Ригонда-стерео у нас стояла городском универмаге, а Симфоний в открытой продаже ни разу не видел

Raimondo: Симфонию больше на экспорт делали, за бугром стерео-винил был более доступен, а у нас. Рэгонду стэриё не покупали из за отсутствия стереоэфора и стерео-винила

КрайневЪ: Пару миньонов, кажется на 78 об. были в продаже в том же универмаге Один кажется с Пьехой был, но Ригонду не включали, хоть народ и требовал зрелищ СтоЯла она довольно долго, если память не изменяет, рублей 180 стоила, большие деньги по тем временам. Потом её наверное завмаг уценил себе

Raimondo: До сих пор не нашёл точную цену Рэгонды sterioo . Моно стоила 141 рубль, первая и вторая Симфония - 333, третья - 397, а 102-я Рэгонда - 150 (халява!).



полная версия страницы